Школа представляет собой региональную ветвь школы академиков М.Н. Тихомирова - Н.Н. Покровского, восходя, таким образом, через новосибирскую школу Н.Н. Покровского к традициям московской школы источниковедения. Школа сформировалась в середине 1970-х гг. под руководством профессора Р.Г. Пихоя при активном участии В.И. Байдина и А.Т. Шашкова (учеников Н.Н. Покровского). В настоящее время руководителем школы является доктор исторических наук Д.А. Редин (ученик Р.Г. Пихоя и В.И. Байдина).
Научные исследования школы сфокусированы на общих проблемах социальной истории, культуры и источниковедения России периода позднего Средневековья - раннего Нового времени. Отличительной чертой школы является ярко выраженная междисциплинарность, тесное взаимодействие историков и филологов в процессе системного изучения памятников письменности, особое внимание к источниковедческой, историко-филологической составляющей историописания; повышенное внимание к текстологии, истории литературы, археографии. Все эти принципы в равной степени применяются к историческим источникам, вне зависимости от их видовой принадлежности, и являются базовыми для интерпретации любых исторических сюжетов.
В Уральском федеральном университете работают 11 человек, среди них - доктора наук А.Г. Мосин, Д.А. Редин, Е.М. Главацкая, Л.С. Соболева. Школа представлена 3-мя поколениями исследователей, защитивших 8 докторских и 18 кандидатских диссертаций. В настоящее время направление насчитывает свыше 20 активных участников, большинство которых в годы студенчества и аспирантуры прошли фундаментальную практическую подготовку в рядах Уральской археографической экспедиции.
Результатом работы основателей школы и их первых учеников стало создание лаборатории археографических исследований, формирование крупнейшего вузовского собрания древнерусских книг и рукописей России (на сегодняшний день - свыше 6 тыс. единиц хранения - с конца XVпо 2-ю половину XXв.). На ставших традиционными Уральских археографических чтениях, проводимых на базе УрФУ, были разработаны общие принципы описания древнерусских книг и рукописей, внесен важный вклад в развитие камеральной и эдиционной археографии средневековых нарративных текстов.
С 1990-х гг. представители школы издают 2 серии сборников научных статей: «Проблемы истории России» и «Уральский сборник. История. Культура. Религия». Члены школы выступают участниками и организаторами российских и международных конференций. За последние 5 лет ими опубликовано более 70 научных работ, в т. ч. ряд монографий.