г. Екатеринбург

ул. Тургенева 4


Новости


22 декабря 2013Сергей Соколов

Сотрудник ЛЭА Сергей Соколов - о стажировке в Йельском университете (США)

Грантовый проект «Возвращение в Европу» предполагает не только совместные исследования, публикацию материалов и участие в научных конференциях, но также и стажировки в ведущих исследовательских центрах мира. Именно с целью реализации этой части программы один из исполнителей гранта - доцент кафедры истории России Сергей Соколов - был командирован для прохождения стажировки в Йельский университет, США.

С.В. Соколов: Неблизкий для уральцев Йельский университет был выбран в качестве места стажировки по нескольким параметрам. Во-первых, это ведущий научный центр, находящий на 8-й строчке рейтинга университетов мира по версии QS, входящий в знаменитую американскую Лигу Плюща (объединяет ведущие университеты Новой Англии). Во-вторых, Йельский университет славится своими исследованиями именно в области гуманитарных и социальных наук, он известен как один из самых стабильных и в то же время прогрессивных университетов. В-третьих, в Йельском университете работает профессор Пол Бушкович, являющийся одним из крупнейших зарубежных специалистов в области российской истории XVI - XVIII вв. Новейшая его книга посвящена периоду правления Петра I, что прекрасно коррелирует, как с тематикой мегагранта. Наконец, в Йеле превосходная библиотека, которая дает возможность собрать обширный материал.

Моя тема работы в рамках мегагранта - «Адаптация европейских историко-политических объяснительных моделей, понятий и идей в российском историописании XVIII-XIX вв.», подразумевает исследование интеллектуальной истории в самом широком смысле, что диктует насущную необходимость познакомиться с передовым опытом исследований в этой области, а также с целом с современными подходами и методиками. Стажировка была достаточно короткой (с 30 сентября по 20 октября), включая время на адаптацию - это совсем немного, однако весьма плодотворной в научном отношении.

Несколько слов о Йельском университете, как я его увидел. Как и большинство западных университетов Йель представляет собой довольно обширный кампус. В старой своей части он выдержан в духе английских университетских городов, обладает развитой инфраструктурой. Бакалавры Йеля приписаны к колледжам, которых в общей сложности 12. Колледжи не имеют как таковой специализации, это по сути маленькие коммуны, где студенты проживают в течение учебы, занятия проходят за пределами колледжей. Магистранты и докторанты также обычно живут в специальных университетских общежитиях. В общей сложности студентов у Йеля около 15 тысяч (не так уж много по нашим меркам), тем не менее Йель - самый рейтинговый и богатый полностью частный университет США.

В центре Йельского кампуса находится библиотека, что символично, там действительно постоянно работают студенты разных факультетов. Основных зданий у библиотеки два: в первом хранятся редкие, преимущественно старопечатные, книги, второе для всех остальных изданий, здесь же работают большинство сотрудников библиотеки, находятся специализированные читальные залы. В одном из этих читальных залов - Slavic Reading Room - мне выделили рабочее место на время стажировки, за что я особенно признателен шефу славянского сектора библиотеки Татьяне Лоркович.

В ходе стажировки, в соответствии с планом и предварительными договоренностями, я принял участие в нескольких мероприятиях. Важнейшим мероприятием является семинар по истории России, который проводился профессором Полом Бушковичем для магистрантов и аспирантов, специализирующихся по российской истории. Нужно отметить, что профессор Бушкович как куратор моей стажировки в Йеле оказал всестороннюю помощь и поддержку, как в бытовых, так и в научных вопросах. Благодаря ему во время моего пребывания я был обеспечен жильем, доступом в библиотеку, информацией о текущих мероприятиях университета и департамента истории, сборником программ и курсов Йеля, а также программами курсов и семинара, которые я посещал.

Семинар проходил на высоком уровне, для меня же было особенно интересно, что тематика занятий оказалась близка сфере интеллектуальной истории: изучался такой важный для отечественной исторической традиции Нового времени текст как «Сказание о князьях владимирских», личность его автора, монах и монашество (которые были основными авторами и носителями интеллектуальной традиции того времени). Кроме того, подробно рассматривалось сочинение Сигизмунда Герберштейна «Записки о Московии», легшее в основу традиции изображения России, русских и российской истории в Западной Европе. Уже эти обстоятельства позволяли считать стажировку весьма удачной, однако, само собой, что я не ограничился только участием в семинаре.

Я посетил ряд лекций профессоров Йеля, в частности по истории западноевропейских стран. Великолепны и весьма полезны для понимания происходивших исторических процессов были лекции профессора Кейта Врайтсона по истории Англии Нового времени. Профессор Врайтсон возглавляет американскую ассоциацию по изучению истории Англии, является признанным специалистом в своей сфере. Англия, безусловна, была одним из основных источников для заимствования инноваций в России, поэтому углубленное знакомство с ее историей весьма полезно для развития нашего мегагрантового проекта. Разумеется, я посетил также лекции Пола Бушковича по российской истории, а также провел с ним ряд весьма плодотворных встреч для получения консультаций по научным вопросам.

Большая работа была проведена мной в библиотеке Йельского университета. Поскольку первый этап мегагранта подразумевает формирование источниковой базы основным содержанием работы стал именно поиск источников. Здесь неоценимо было то, что библиотека Йеля предоставляет свободный доступ к своим хранилищам, имеет полноценный электронный каталог, а также располагает сотрудниками, которые всегда готовы дать подробную консультацию. Благодаря всем вышеперечисленным факторам мной были обнаружены свыше двух десятков книг и статей, которые послужат источниками для дальнейшей работы над мегагрантовой тематикой. Следует особенно отметить, что данные иностранные издания не доступны через интернет и вообще труднодоступны в России.

Кроме того, проводился поиск и отбор статей и монографий, которые могут быть использованы в ходе исследований. Были просмотрены такие журналы как «Russian Review", "Slavic Review", "Harvard Ukrainian Studies", "Historical Review" и другие. В них обнаружен релевантный для проекта материал.

Помимо семинаров профессора Бугшковича я посетил также серию семинаров исторического департамента Йеля, различной тематики. Большинство из них затрагивало проблемы не вполне близкие к теме мегагрантового проекта (экономическая история Османской империи или аграрная история, например), однако они весьма значимы были в методологическом плане.

Подытоживая, можно указать на следующие важные позитивные итоги стажировки: знакомство с современными методиками в области исследования интеллектуальной истории и истории России в целом, был воспринят передовой опыт в области преподавания исторических дисциплин, расширена историческая и историографическая база проводимых исследований. Также нельзя забывать, что всякая стажировка - это еще установление новых научных контактов, которые способствуют профессиональному росту и обеспечивают присутствие российской исторической науки на Западе, а именно это и является одной из целей реализации мегагранта.




Страницы:<<  10  11  12  13  14  15  16   17  18  19 
14 марта 2014

Call for Papers!

Лаборатория эдиционной археографии УрФУ совместно с Центром изучения истории славян Университета Париж-1 Пантеон-Сорбонна (Париж) и в партнерстве с Высшей нормальной школой (Лион) проводит конференцию "European Innovations, Norms and Models in the Russian Empire, 18th - early 20th centuries", 6-7 ноября 2014 года.
11 марта 2014

Университет Париж 1 Пантеон-Сорбонна - один из лучших университетов по истории в рейтинге QS

По итогам QS World University Ranking партнер УрФУ по мегагранту «Возвращение в Европу» университет Париж 1 Пантеон-Сорбонна стал лучшим во Франции университетом по  6 дисциплинам в области социальных и гуманитарных наук.
06 марта 2014

Состоялась VII Школа молодых ученых «Властные практики и их репрезентации в России нового времени: новые подходы в историографии»

22–25 февраля 2014 года в рамках выполнения работ по проекту «Возвращение в Европу: российские элиты и инновации, образцы и модели (XVIII – XX вв)» состоялась VII Школа молодых ученых «Властные практики и их репрезентации в России нового времени: новые подходы в историографии».
03 марта 2014Анастасия Криворучко

Лаборант-исследователь ЛЭА Анастасия Криворучко вновь вошла в число стипендиатов Оксфордского Российского Фонда

28 февраля 2014 в главном здании Уральского Федерального университета состоялось награждение именных стипендиатов Оксфордского фонда, среди которых была сотрудница Лаборатории эдиционной археографии - лаборант-исследователь Анастасия Криворучко.
22 декабря 2013Сергей Соколов

Сотрудник ЛЭА Сергей Соколов - о стажировке в Йельском университете (США)

Грантовый проект «Возвращение в Европу» предполагает не только совместные исследования, публикацию материалов и участие в научных конференциях, но также и стажировки в ведущих исследовательских центрах мира.
08 декабря 2013

Отчет о конференции

31 октября - 1 ноября 2013 г. в Уральском федеральном университете состоялась всероссийская (с международным участием) научная конференция «Возвращение в Европу: российские центры изучения европейской истории нового и новейшего времени».
20 ноября 2013

Рабочая сессия участников проекта в Университете Сорбонны

Реализация мегагранта требует напряженной коллективной работы обширной группы исследователей. Русско-французская команда исполнителей поддерживает постоянный контакт, обменивается отдельными визитами и непрерывно взаимодействует через Интернет.
Страницы:<<  10  11  12  13  14  15  16   17  18  19