г. Екатеринбург

ул. Тургенева 4


Защиты диссертаций


Аннотация к кандидатской диссертации А.С. Палкина

«Единоверие в середине XVIII – начале XX в.: общероссийский контекст и региональная специфика»

Работа посвящена религиозно-социальному феномену единоверия в Российской империи (единоверие — форма  присоединения  старообрядцев к официальной церкви, при которой они сохраняли богослужение по старым книгам и обрядам, но подчинялись епархиальному начальству господствующей церкви).

С раннего средневековья религия занимала особое место в жизни общества как в России, так и во всей остальной Европе. Она определяла нормы морали и этики, формировала культурные традиции. Церковь, являясь частью властных структур, влияла как на внутреннюю, так и на внешнюю политику государства. Поэтому всевозможные процессы и явления, возникавшие и развивавшиеся внутри церкви, не могут рассматриваться только как события религиозной жизни, многие из них стали событиями общественно-политической жизни, оказывавшими глубочайшее влияние на жизнь социума. В европейской истории к таковым относится, прежде всего, Реформация, а в русской — в первую очередь, церковный раскол середины XVII в., приведший к разделению общества на два противоположных лагеря. Политико-экономическая ситуация нового времени требовала преодоления этого разделения, что привело к зарождению в умах представителей интеллектуальной элиты русского общества середины XVIII — начала XIX в. идеи воссоединения старообрядцев с официальной церковью на определенных условиях, получивших название единоверия.

В диссертации показано, что смягчение отношения правительства в отношении старообрядчества во второй половине XVIII в. и появление единоверия в последней четверти XVIII в. находились в русле политики «просвещенного абсолютизма», одним из аспектов которой было стремление к прагматизму в сфере конфессиональных отношений. Такая религиозная политика вырабатывалась под влиянием европейских идей просвещения, религиозной веротерпимости и толерантности. С появлением единоверия в официальной церкви появилось обрядовое разнообразие, что явилось одной из предпосылок для введения свободы вероисповедания в 1905 г.

Интересно отметить, что в основном внедрение единоверия происходило во времена Николая I, подчас насильственными методами, когда Россия пыталась отгородиться от европейских революционных потрясений путем установления жесткого внутреннего порядка, подразумевавшее ликвидацию всякого внутреннего разномыслия, в т.ч. и религиозного. Парадокс заключается в том, что единоверие, порожденное в эпоху «просвещенного абсолютизма», стало одним из инструментов государственной политики, направленной на минимизацию влияния передовых европейских политических идей в России.

В то же время необходимо отметить, что единоверцами зачастую становились представители старообрядческих элит: купцы, заводские администраторы, инженеры и т.п. Такие единоверцы в ряде случаев становились проводниками европейских инноваций в различных сферах: от быта и культуры до науки и техники. Единоверческие интеллектуальные элиты принимали активное участие в общественной жизни пореформенной России.

Научная новизна исследования состоит в следующем. Был проведен комплексный анализ причин и предпосылок возникновения единоверия. К важным результатам следует отнести и создание новой периодизации истории единоверия. Впервые в отечественной историографии на обширном источниковом (в значительной части неопубликованном) и историографическом материале были исследованы особенности появления и развития единоверия в различных регионах России, а также путем сравнительного анализа выявлены вариации единоверия на местах, отличавшиеся, как оказалось, значительным разнообразием. В ходе исследования были выделены основные направления единоверия. На основе данных, полученных в ходе исследования, была предпринята попытка создания новой концепции истории единоверия.

 

Ссылка на автореферат:

http://elar.urfu.ru/handle/10995/19595?mode=full

 

...

[вернуться назад к списку]